Ведущая деятельность —
общение со сверстниками, освоение новых норм поведения и отношений с
людьми, чтобы «завоевать» признание, расположение и уважение сверстников к
себе.
Отличительные признаки
подросткового периода таковы:
♦ интенсивное половое
созревание и развитие,
бурная физиологическая перестройка организма;
♦ неустойчивая эмоциональная
сфера, всплески и
неуправляемость эмоций и настроений;
♦ самоутверждение своей самостоятельности и индивидуальности, вероятность
возникновения конфликтных отношений со взрослыми;
♦ формирование самооценки, характера,
♦ возможно возникновение
акцентуаций характера и
дезадаптационных форм поведения;
♦ формирование собственных
взглядов, протест против
диктата взрослых, самостоятельный выбор референтной группы;
♦ отсутствие подлинной самостоятельности, наличие повышенной внушаемости и
конформизма по отношению к ровесникам;
♦ развитие логического
мышления, способности к
теоретическим рассуждениям и самоанализу, к оперированию абстрактными
понятиями;
♦ самоконтроль и планирование
деятельности еще затруднены;
♦ склонность к риску,
агрессивности как приемам
самоутверждения;
♦ появление сексуальных
влечений и интересов;
♦ формирование самосознания своего
Я, эгоидентичности;
♦ избирательность в учении,
сензитивность, способствующая
развитию общих и специальных способностей.
Новообразования в
личностном ракурсе:
♦ «чувство взрослости»;
♦ самосознание;
♦ самоопределение (осознание
себя в качестве члена общества,
предпочтений будущей профессии, выбор ценностных ориентиров, идеалов,
жизненного пути) и формирование отношения к себе. |