Ведущая деятельность в
этот период — учеба.
Его
характеристики таковы:
♦ перестройка познавательных
процессов: формирование
произвольности, продуктивности и устойчивости — развитие произвольного
внимания, восприятия, памяти (прежде всего механической);
♦ развитие мышления (переход от
наглядно-образного к
словесно-логическому и рассуждениям на уровне конкретных
понятий);
♦ формирование саморегуляции
поведения, воли;
♦ освоение умений читать, писать, делать арифметические вычисления, накапливать
знания;
♦ овладение навыками домашнего
труда;
♦ расширение сферы общения, появление
новых авторитетов
(учитель), формирование отношений в учебном коллективе;
♦ предпочтение развивающих игр,
которым тем не менее отводится
второе после учебы место;
♦ формирование самооценки на
основе учительского
оценивания и достигнутых результатов в учении; часто снижение самооценки;
♦ появление уверенности в себе,
компетентности; если
имеются затруднения в учебе и родители и учителя относятся к этому критически,
то возникает неверие в свои силы, чувство неполноценности, фрустрации,
утрачивается интерес к учению, что приводит к «школьным неврозам».
Новообразования:
♦ формирование словесно-логического мышления при помощи конкретных понятий;
♦ возникновение способности
выполнять действия в уме —
умственный план действий;
♦ произвольность поведения: развивается
умение управлять своим поведением, состоянием;
♦ появление рефлексии:
развивается способность ребенка осознавать, что он делает, зачем и правильно ли
он это делает;
♦ развиваются способности
целенаправленного восприятия,
осмысленного произвольного запоминания. |