В последнее время
более принятым становится следующее определение инвалидности: «Инвалидность –
препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными,
сенсорными и психическими отклонениями, вызванные существующими в обществе
условиями, при которых люди исключаются
из активной жизни». А в контексте социальной модели инвалидности логично
и вполне уместно использовать соответствующую терминологию.
РЕКОМЕНДУЕМ, КОГДА ВЫ ГОВОРИТЕ
О ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЯХ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ
Используйте слова и понятия, не создающие
стереотипы
|
Избегайте слов и понятий создающих
стереотипы
|
Инвалид, человек (ребёнок),
имеющий инвалидность,
человек с инвалидностью,
человек с ограниченными
возможностями,
человек с особыми
потребностями.
|
Больной,
калека,
искалеченный,
деформированный,
неполноценный,
дефективный
|
Неинвалид, обычный,
типичный человек
|
Нормальный, здоровый
(при сравнении с инвалидом)
|
Человек (ребёнок) использующий инвалидную
коляску, передвигающийся на коляске
|
Ребёнок, прикованный к инвалидной коляске
|
Врождённая инвалидность, инвалид с детства
|
Врождённый дефект, несчастье
|
Имеет ДЦП (детский церебральный паралич)
|
Страдает ДЦП
|
Человек, перенёсший полиомиелит. Имеет
инвалидность в результате полиомиелита.
|
Страдает от полиомиелита, от последствий
полиомиелита, жертва полиомиелита
|
Ребёнок с задержкой в развитии, медленно
обучаемый ребёнок
|
«Тормоз», слабоумный,
отсталый,
умственно неполноценный
|
Человек (ребёнок) с синдромом Дауна
|
«Даун», «монголоид», даунята
|
Человек с эпилепсией.
Ребёнок, подврженный эпилептическим
припадкам
|
Эпилептик, припадочный
|
Душевнобольной человек
Человек с психиатрическими проблемами
Человек с душевными или эмоциональными
расстройствами
|
Сумасшедший, псих
|
Слепой, незрячий, невидящий,
незрячий, слабовидящий человек,
инвалид по зрению
|
Слепой, как крот (никогда),
Совершенно слепой
|
Человек с нарушением слуха
Глухой человек, неслышащий,
слабослышащий человек,
человек (ребёнок) с остатками слуха
|
Глухой как пень,
глухая тетеря,
глухонемой
|
Человек с затруднениями в общении
|
Немой
|
ПОЧЕМУ ТАК ГОВОРИТЬ НЕЛЬЗЯ?
Некоторые слова, перечисленные в колонке «избегайте», не вызывают
вопросов. Очевидно, что, назвав человека «тормозом» или «дефективным», вы
оскорбите его. Однако другие слова и обороты употребляются часто. Почему же мы
считаем, что они оскорбительны и не рекомендуем пользоваться ими в речи? Дело в
том, что эти слова и выражения невольно вызывают негативные ассоциации и
закрепляют стереотипы, которые дискриминируют и изолируют инвалидов от
общества. «Жертвы…», «Прикован…»- эти слова ассоциируются с образом вечно
несчастного и беспомощного человека. Ребёнка это может ранить, лишить
возможности верить в свои возможности. Однако выделять его из всех, делая
акцент на инвалидности («С него нужно брать пример здоровым!») тоже
недопустимо. Так вы незаметно для себя впадаете в покровительственный тон.
Кроме того, помните, что, стремясь к аккуратности и корректности, лучше
избегать обобщений и предположений.Прежде всего, не стесняйтесь спрашивать, как
будет правильнее, у самого человека с инвалидностью и его родителей.
Слово «инвалид» вызывает различные чувства, но в целом, большинство
людей считает его приемлемым, поскольку это слово официальное, наиболее часто
употребляемое и ставшее абстрактным. Некоторые из оборотов в колонке
«рекомендуем» кажутся, на первый взгляд, надуманными. Скорее всего, в
повседневной устной речи не будет широко использоваться «человек с
ограниченными возможностями». Во-первых, он слишком длинный, а, во-вторых, не
вполне точный: по большому счёту, возможности любого человека в той или иной
степени ограничены. Точно так же люди вряд ли будут употреблять в устной речи
«человек, имеющий душевные расстройства» или «человек, испытывающий трудности
при передвижении». С другой стороны, есть сленг, которым пользуются люди с
инвалидностью, общаясь между собой. Они считают нормальным употребления таких
слов, как «опорник», «спинальник», «шейник», «колясочник». Но не стоит
забывать, что это всё-таки сленг, и дети не смогут понять такие слова без
объяснения, причём услышать это предпочтительно от самих инвалидов.
Но, даже используя корректные выражения, можно поставить в неловкое
положение и себя, и собеседника. Когда сам не знаешь, как правильно себя вести,
чувствуешь себя неловко и сковано и из-за этого стараешься избежать общения с
инвалидом. Мы хотим предложить некоторые рекомендации. За основу взяты
рекомендации, которые стали принятыми в государственных учреждениях США, но эти
рекомендации переработаны на основе российского опыта. Большинство из них
относятся как к взрослым, так и к детям и подросткам.
10 ОБЩИХ ПРАВИЛ
ЭТИКЕТА
- Когда вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь к
нему, а не к сопровождающему, родителю или сурдопереводчику.
- При знакомстве вполне естественно пожать руку человеку с
инвалидностью – даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется
протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне
допустимо.
- Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не
видит, обязательно называйте себя и всех, кто с вами. Если у вас общая
беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы
обращаетесь и назвать себя.
- Предлагая помощь, подождите, пока её примут, а затем спрашивайте,
что и как делать. Если не поняли, не стесняйтесь – переспросите.
- Обращайтесь с детьми-инвалидами по имени, а уже с подростками –
как со взрослыми.
- Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же
самое. Что опираться или повиснуть на её обладателе. Инвалидная коляска –
это часть неприкасаемого пространства человека, который её использует, в
том числе и ребёнка. Это нужно обязательно объяснить детям.
- Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении,
слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит
фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь
переспрашивать, если вы не поняли собеседника.
- Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной
коляской или костылями,
постарайтесь расположиться так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Вам
будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится
запрокидывать голову.
- Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите
ему рукоой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите
четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут
читать по губам. Розговаривая с теми, кто может читать по губам,
расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и Вас было хорошо видно,
постарайтесь, чтобы Вас ничего не мешало и ничто не заслоняло Вас.
- Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали
об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.
Соціальний педагог Омельченко Н.О. |