КОРРЕКТНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ ПРИ ОБЩЕНИИ С ЛЮДЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ - Вчителям - Поради психолога - Каталог статей - Краснолуцька гімназія №1
Четвер, 08.12.2016, 19:02
Вітаю Вас Гість | RSS
Меню сайту
Банк ідей
Наше опитування
Оцініть мій сайт
Всього відповідей: 135
Статистика

Онлайн всього: 1
Гостей: 1
Користувачів: 0
Міні-чат
200
Головна » Статті » Поради психолога » Вчителям

КОРРЕКТНАЯ ТЕРМИНОЛОГИЯ ПРИ ОБЩЕНИИ С ЛЮДЬМИ С ОСОБЕННОСТЯМИ ПСИХОФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ

В последнее время более принятым становится следующее определение инвалидности: «Инвалидность – препятствия или ограничения деятельности человека с физическими, умственными, сенсорными и психическими отклонениями, вызванные существующими в обществе условиями, при которых люди исключаются  из активной жизни». А в контексте социальной модели инвалидности логично и вполне уместно использовать соответствующую терминологию.

 

РЕКОМЕНДУЕМ, КОГДА ВЫ ГОВОРИТЕ
О ВЗРОСЛЫХ И ДЕТЯХ С ИНВАЛИДНОСТЬЮ

 

 

Используйте слова и понятия, не создающие стереотипы

 

Избегайте слов и понятий создающих стереотипы

 

Инвалид, человек (ребёнок),

имеющий инвалидность,

человек с инвалидностью,

человек с ограниченными

возможностями,

человек с особыми

потребностями.

 

Больной,

калека,

искалеченный,

деформированный,

неполноценный,

дефективный

 

Неинвалид, обычный,

типичный человек

 

Нормальный, здоровый

(при сравнении с инвалидом)

 

Человек (ребёнок) использующий инвалидную коляску, передвигающийся на коляске

 

Ребёнок, прикованный к инвалидной коляске

 

Врождённая инвалидность, инвалид с детства

 

Врождённый дефект, несчастье

 

Имеет ДЦП (детский церебральный паралич)

 

Страдает ДЦП

 

Человек, перенёсший полиомиелит. Имеет инвалидность в результате полиомиелита.

 

Страдает от полиомиелита, от последствий полиомиелита, жертва полиомиелита

 

Ребёнок с задержкой в развитии, медленно обучаемый ребёнок

 

«Тормоз», слабоумный,

отсталый,

умственно неполноценный

 

Человек (ребёнок) с синдромом Дауна

 

«Даун», «монголоид», даунята

 

Человек с эпилепсией.

Ребёнок, подврженный эпилептическим припадкам

 

Эпилептик, припадочный

 

Душевнобольной человек

Человек с психиатрическими проблемами

Человек с душевными или эмоциональными расстройствами

 

Сумасшедший, псих

 

Слепой, незрячий, невидящий,

незрячий, слабовидящий человек,

инвалид по зрению

 

Слепой, как крот (никогда),

Совершенно слепой

 

Человек с нарушением слуха

Глухой человек, неслышащий,

слабослышащий человек,

человек (ребёнок) с остатками слуха

 

Глухой как пень,

глухая тетеря,

глухонемой

 

 

Человек с затруднениями в общении

 

Немой

 

 ПОЧЕМУ ТАК ГОВОРИТЬ НЕЛЬЗЯ?

 

        Некоторые слова, перечисленные в колонке «избегайте», не вызывают вопросов. Очевидно, что, назвав человека «тормозом» или «дефективным», вы оскорбите его. Однако другие слова и обороты употребляются часто. Почему же мы считаем, что они оскорбительны и не рекомендуем пользоваться ими в речи? Дело в том, что эти слова и выражения невольно вызывают негативные ассоциации и закрепляют стереотипы, которые дискриминируют и изолируют инвалидов от общества. «Жертвы…», «Прикован…»- эти слова ассоциируются с образом вечно несчастного и беспомощного человека. Ребёнка это может ранить, лишить возможности верить в свои возможности. Однако выделять его из всех, делая акцент на инвалидности («С него нужно брать пример здоровым!») тоже недопустимо. Так вы незаметно для себя впадаете в покровительственный тон. Кроме того, помните, что, стремясь к аккуратности и корректности, лучше избегать обобщений и предположений.Прежде всего, не стесняйтесь спрашивать, как будет правильнее, у самого человека с инвалидностью и его родителей.

        Слово «инвалид» вызывает различные чувства, но в целом, большинство людей считает его приемлемым, поскольку это слово официальное, наиболее часто употребляемое и ставшее абстрактным. Некоторые из оборотов в колонке «рекомендуем» кажутся, на первый взгляд, надуманными. Скорее всего, в повседневной устной речи не будет широко использоваться «человек с ограниченными возможностями». Во-первых, он слишком длинный, а, во-вторых, не вполне точный: по большому счёту, возможности любого человека в той или иной степени ограничены. Точно так же люди вряд ли будут употреблять в устной речи «человек, имеющий душевные расстройства» или «человек, испытывающий трудности при передвижении». С другой стороны, есть сленг, которым пользуются люди с инвалидностью, общаясь между собой. Они считают нормальным употребления таких слов, как «опорник», «спинальник», «шейник», «колясочник». Но не стоит забывать, что это всё-таки сленг, и дети не смогут понять такие слова без объяснения, причём услышать это предпочтительно от самих инвалидов.

        Но, даже используя корректные выражения, можно поставить в неловкое положение и себя, и собеседника. Когда сам не знаешь, как правильно себя вести, чувствуешь себя неловко и сковано и из-за этого стараешься избежать общения с инвалидом. Мы хотим предложить некоторые рекомендации. За основу взяты рекомендации, которые стали принятыми в государственных учреждениях США, но эти рекомендации переработаны на основе российского опыта. Большинство из них относятся как к взрослым, так и к детям и подросткам.

10  ОБЩИХ  ПРАВИЛ  ЭТИКЕТА

 

  1. Когда вы разговариваете с человеком с инвалидностью, обращайтесь к нему, а не к сопровождающему, родителю или сурдопереводчику.
  2. При знакомстве вполне естественно пожать руку человеку с инвалидностью – даже те, кому трудно двигать рукой, или кто пользуется протезом, вполне могут пожать руку – правую или левую, что вполне допустимо.
  3. Когда вы встречаетесь с человеком, который плохо или совсем не видит, обязательно называйте себя и всех, кто с вами. Если у вас общая беседа в группе, не забывайте пояснить, к кому в данный момент вы обращаетесь и назвать себя.
  4. Предлагая помощь, подождите, пока её примут, а затем спрашивайте, что и как делать. Если не поняли, не стесняйтесь – переспросите.
  5. Обращайтесь с детьми-инвалидами по имени, а уже с подростками – как со взрослыми.
  6. Опираться или повиснуть на чьей-то инвалидной коляске – то же самое. Что опираться или повиснуть на её обладателе. Инвалидная коляска – это часть неприкасаемого пространства человека, который её использует, в том числе и ребёнка. Это нужно обязательно объяснить детям.
  7. Разговаривая с человеком, испытывающим трудности в общении, слушайте его внимательно. Будьте терпеливы, ждите, пока он сам закончит фразу. Не поправляйте и не договаривайте за него. Не стесняйтесь переспрашивать, если вы не поняли собеседника.
  8. Когда вы говорите с человеком, пользующимся инвалидной коляской  или костылями, постарайтесь расположиться так, чтобы ваши глаза были на одном уровне. Вам будет легче разговаривать, а вашему собеседнику не понадобится запрокидывать голову.
  9. Чтобы привлечь внимание человека, который плохо слышит, помашите ему рукоой или похлопайте по плечу. Смотрите ему прямо в глаза и говорите четко, хотя имейте в виду, что не все люди, которые плохо слышат, могут читать по губам. Розговаривая с теми, кто может читать по губам, расположитесь так, чтобы на вас падал свет, и Вас было хорошо видно, постарайтесь, чтобы Вас ничего не мешало и ничто не заслоняло Вас.
  10. Не смущайтесь, если случайно сказали: «Увидимся» или: «Вы слышали об этом…?» тому, кто на самом деле не может видеть или слышать.   
Соціальний педагог Омельченко Н.О.
Категорія: Вчителям | Додав: gymnazist (25.09.2012)
Переглядів: 524 | Рейтинг: 0.0/0
Всього коментарів: 0
Форма входу
Сайти гімназії
Пошук
Кнопка сайту
Корисні посилання



















Краснолуцька гімназія № 1 © Gymnasium1ll@gmail.com 2016Конструктор сайтів - uCoz