1. Воодушевите
ребенка на рассказ о своих школьных делах.
2. Не ограничивайте
свой интерес обычным вопросом типа: «Как прошел твой день в школе?» Каждую
неделю выбирайте время, свободное от домашних дел, и внимательно беседуйте с
ребенком о школе.
3. Запоминайте
отдельные имена, события и детали, о которых ребенок сообщает вам, используйте
их в дальнейшем для того, что-бы начинать
подобные беседы о школе. Кроме того, обязательно спрашивайте вашего ребенка о
его одноклассниках, делах в классе, школьных предметах, педагогах. Регулярно
беседуйте с учителями вашего ребенка о его успеваемости, поведении и
взаимоотношениях с другими детьми. Без колебаний побеседуйте с учителем, если
вы чувствуете, что не знаете о школьной жизни вашего ребенка или о его проблемах,
связанных со школой, или о взаимосвязи его школьных и домашних проблем. Даже
если нет особенных поводов для беспокойства, консультируйтесь
с. учителем вашего ребенка не реже, чем раз в два месяца.
4. Во время любой
беседы с учителем выразите свое стремление сделать все возможное для того,
чтобы улучшить школьную жизнь ребенка. Если между вами и учителем возникают
серьезные разногласия, прилагайте все усилия, чтобы мирно разрешить их, даже
если придется беседовать для этого с директором школы. Иначе вы можете случайно
поставить ребенка в неловкое положение выбора между преданностью вам и
уважением к своему учителю. Не связывайте оценки за успеваемость
ребенка со своей системой наказаний и поощрений.
5. Ваш ребенок должен
расценивать свою хорошую успеваемость как награду, а неуспеваемость — как
наказание. Если у ребенка учеба идет хорошо, проявляйте чаще свою радость,
можно даже устраивать небольшие праздники по этому поводу. Но выражайте свою
озабоченность, если у ребенка не все хорошо в школе, и, если необходимо,
настаивайте на более внимательном выполнении им домашних и классных заданий.
Постарайтесь, насколько возможно, не устанавливать наказаний и поощрений: например,
ты на полчаса больше можешь посмотреть телевизор за хорошие отметки, а на
полчаса меньше — за плохие. Такие правила, сами по себе могут привести к
эмоциональным проблемам.
6. Знайте программу и
особенности школы, где учится ваш ребенок.
7. Вам необходимо
знать, какова школьная жизнь вашего ребенка, и быть уверенным, что
он получает хорошее образование в хороших условиях. Посещайте все мероприятия и
встречи, организуемые родительским комитетом и педагогическим коллективом.
Используйте любые возможности, чтобы узнать, как ваш ребенок учится, и как его
учат. Следует также иметь информацию о квалификации учителя, дисциплинарных
правилах, установленных в школе и классе, различных возможностях обучения, предоставляемых
школой вашему ребенку. Помогайте ребенку выполнять домашние задания, но не
делайте их сами
8. Установите вместе
с ребенком специальное время, когда нужно выполнять домашние задания,
полученные в школе, и следите за выполнением этих установок. Это поможет вам
сформировать хорошие привычки к обучению. Продемонстрируйте свой интерес к этим
заданиям и убедитесь, что у ребенка есть все необходимое для их выполнения
наилучшим образом. Однако если ребенок обращается к вам с вопросами, связанными
с домашними заданиями, помогите ему найти ответы самостоятельно, а не подсказывайте
их.
9. Помогите ребенку
почувствовать интерес к тому, что преподают в школе. Выясните, что вообще
интересует вашего ребенка, а затем установите связь между его интересами и
предметами, изучаемыми в школе. Например, любовь ребенка к фильмам можно
превратить в стремление читать книги, подарив книгу, по которой поставлен
понравившийся фильм. Или любовь ребенка к играм можно превратить в стремление
узнавать что-нибудь новое.
10. Ищите любые возможности, чтобы ребенок мог применить
свои знания, полученные в школе, в домашней деятельности. Например, поручите
ему рассчитать необходимое количество продуктов для приготовления пищи или
необходимое количество краски, чтобы покрасить определенную поверхность.
Особенные усилия прилагайте для того, чтобы поддерживать спокойную и стабильную
атмосферу в доме, когда в школьной жизни ребенка происходят
изменения. Такие события, как первые несколько месяцев в школе, начало и
окончание каждого учебного года, переход из начальной школы в среднюю и
старшую, могут привести к стрессу ребенка школьного возраста. При любой
возможности пытайтесь избежать больших изменений или нарушений в домашней
атмосфере в течение этих событий. Спокойствие домашней жизни вашего ребенка
поможет ему более эффективно решать проблемы в школе. стремление хорошо
учиться, делать все так, чтобы взрослые были довольны («не огорчались и не
переживали», «радовались», «чтобы мама, когда посмотрит дневник, не наказывала
и не плакала»), достаточно сильно у пятиклассников. Снижение интереса к учебе к
концу занятий в начальных классах, «разочарование» в школе сменяются ожиданием
перемен. Дети ждут, что им станет в школе интересно. Однако столкновение с
учебными трудностями может быстро привести к ухудшению успеваемости и погасить это
столь похвальное желание.
11. Педагогам и родителям важно знать основные причины
трудностей, возникающих у пятиклассника в учении, и помогать ему их
преодолевать Хорошо зарекомендовали себя в качестве методов тренировки и коррекции
внимания и памяти многочисленные игры по развитию наблюдательности (в сыщика,
следопыта), сосредоточенности, зрительной памяти.
12. Все эти игры особенно эффективны при включении в них
элемента соревнования, что отвечает потребностям детей данного возраста.
13. Вместе с тем надо иметь в виду, что, во-первых, навыки
в игре проявляются при достаточно сильном мотиве и потому оказываются более
ярко выраженными, чем в учебной деятельности, а во-вторых, перенос
сформированных таким образом навыков на учебную ситуацию составляет отдельную
задачу. Необходимо постепенно, по мере вовлечения школьников в занятия,
приближать ситуации к учебной деятельности.
Джерело: http://i8.miass.edu.ru/p28aa1.html |